Руководство к жизни от стоиков: богатство

О том, как быть богатым и счастливым.

Древние стоики не были противниками обеспеченности и богатства. Даже наоборот – пожалуй, стоицизм – самое "обеспеченное" философское течение, поскольку его представители (особенно наиболее яркие) – как на подбор – успешные предприниматели, богатые торговцы и купцы, землевладельцы. Пожалуй, только Эпиктет не был обременен сильным богатством, но не потому, что считал, что быть богатым плохо. У него другая история, и о ней – позже. А пока предлагаю поразмышлять о стоическом отношении к богатству.

Быть богатым – не значит быть благородным

Само по себе богатство – не благо. Иначе все богатые люди были бы благородными, добрыми, щедрыми и умными людьми. Мы же знаем, что это не так. Но оно и не зло само по себе. Не все миллионеры злые люди. Точнее, откровенно злых среди них – меньшинство. Как, впрочем и откровенно добрых. Само по себе богатство не имеет в себе ни дурного, ни доброго; все зависит от человека, который обладает состоянием. Стоическая позиция – воспринимать богатство как полезное средство, способное давить хорошие преимущества доброму человеку.

Сенека сравнивает богатство мудреца с попутным ветром для моряка: можно и без него, но гораздо веселее плыть с ним. Стоику предпочтительнее быть богатым и успешным. Сам стоицизм – это философия успеха и счастья (правда, не совсем в общепринятом представлении, но ведь если вы стремитесь к стоицизму, то точно не идете за толпой. Да толпа и не состоит из богачей). Главное же различие между стоиком и не-стоиком в вопросе богатства – это отношение к своему состоянию.

В чем разница

Так в чем же эта великая разница между богатым мудрым стоиком и просто богачем, так скажем, "без затей"? Ответ на этот вопрос опять приготовил Сенека:
«Если у меня пропадет богатство, моя потеря ограничится только им; если же ты лишишься его, то не сможешь прийти в себя, чувствуя, что в твоем существе образовалась пустота»
Сенека
О счастливой жизни
Это действительно большая разница в отношении к состоянию. Дело не только и не столько в словах. Конечно, достаточно просто написать такую фразу, но просто ли действительно ничего не потерять внутри себя, потеряв колоссальные деньги? У вас когда-нибудь пропадали деньги? Кто-то укал кошелек, или просто потерялась купюра – это достаточно неприятное событие, даже когда речь не идет о больших (а тем более – всех) деньгах.

Если вы стоик – то при потере крупной купюры теряете только купюру. Не теряете настроения, оптимизма и радости от солнечного дня. Конечно, это не просто сразу, но все стоические навыки тренируются, и через регулярную тренировку можно за осязаемое количество времени воспитать в себе эти весьма нужные для успешности и счастья навыки.

Стоические принципы заработка

Итак, стоик – это человек богатый и успешный, но не привязанный ни к богатству, ни к успеху. Его деньги не становятся частью его самого, они только рычаг и средство для совершенствования, для помощи другим, для милосердия и добродетели, в которых –главное устремление мудрого человека. Важный вопрос – это способ приобретения денег. Существуют стоические принципы богатства. Способы приобретения средств допустимые и недопустимые для стоика.
Деньги не должны добываться обманом или нарушением закона – это основное правило денег, если вы хотите быть стоиком. Тем более, стоик не может приобретать деньги через страдания других людей. Если вы себя делаете богатым, при этом зная, что кто-то от этого становится несчастным, сможете ли вы быть счастливым человеком, и будете ли с радостью есть свой хлеб? Деньги стоит приобретать только правдой. А способов добыть состояние правдой – множество, и об этом напишу отдельно, прямо несколько тем.

Стоик разумно пользуется деньгами, особое же состояние счастья приносит ему возможность своим состоянием помогать другим людям, делать счастливее других. Как говорит Сенека: "Его карман будет доступен, но не дыряв: из него много выйдет, но ничего не выпадет".

comments powered by HyperComments