Удовольствия и страдания

Стать равнодушным к удовольствиям, как и к страданиям — важная цель последовательного стоика.
Давным-давно я писал курсовую работу на эту тему. Хорошо ее развил Максим Исповедник, у него есть целый труд по поводу коллизии этих понятий. Основной вывод: удовольствия и страдания — это одно и то же, две стороны одной монеты. Чем крупнее монета, тем сильнее удовольствие. И страдание, соответственно. Тема важная, стоит разобраться.

Стать равнодушным к удовольствиям, как и к страданиям — важная цель последовательного стоика. Особенно учитывая, что это вещи одного порядка, а точнее, это вообще одно и то же. Сенека называет счастливым такого человека, который в равной степени не подвержен ни страху, ни страстному желанию чего-либо. Счастливый человек свободен от желания удовольствий, а значит и от сопуствтующих им страданий он тоже застрахован.
«Тогда осуществится неоценимое благо — спокойствие и возвышенность духа, чувствующего свою безопасность; с исчезновением всяких страхов наступает вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа. Все это будет для него усладой не потому, что это блага, а потому, что это плоды находящегося в нем самом добра»
Луций Анней Сенека
О счастливой жизни
Конечно, стоик испытывает удовольствия. Но это удовольствия совсем иного порядка. Порочные люди находят удовольствие в непристойном поведении, добродетельные — в нравственном. Желание удовольствия не должно руководить волей человека. Хорошее удовольствие или удовлетворение сопутствует нравственной жизни и нравственным поступкам. Ведь, согласитесь, когда делаешь что-то хорошее, всегда получаешь определенного рода удовольствие. И насколько оно отличается от, например, удовольствия сытного ужина!

Стоик живет добродетельно не ради удовольствий. Хотя добродетели и доставляют приятные ощущения, они для человека добродетельного не самоцель, а побочный эффект работы.

Вы выходите на пробежку первый раз за последние шесть лет. Раннее утро, только встает солнце. Просыпаться было тяжело. Начинаете — бежать еще тяжелее, чем просыпаться. Первая тренировка доставляет страдание. Преодолеваете себя, бежите, несмотря на боль. Так один, второй, третий день. Но спустя несколько дней, стоя под струями прохладной воды в душе после тренировки — чувствуете себя счастливым.

Знакомо? Но ведь не ради этого счастья вы пять дней заставляли себя вскакивать с постели в половину шестого и бежать? Нет, конечно. Удовольствие можно было бы получить проще (хотя бы просто продолжить спать). Но счастья от преодоления себя тогда, конечно, вы не испытали бы.

Итак, удовольствия должны сопутствовать жизни, но не быть ее целью. Нужно понять для себя, что суть счастливой жизни — не в поиске удовольствий, а в нравственности. Нравственность же — по большей части, практическое упражнение, сначала трудное, но по мере занятий — все более радостное и приносящее удовольствие. Как спортзал. Начинать всегда трудно, но когда втянешься в цикл тренировок, останавливаться уже не хочется.

Удовольствие без «вшитого» в него послесловия страданий — в работе над собой. Это совершенствование себя через различные упражнения — нравственно и физически. К циклу упражнений я перейду во второй части, которая будет называться «Ежедневный стоицизм» или «Стоицизм на каждый день». В нем будут описаны простые тренировки, которые необходимо делать ежедневно, для того, чтобы стать «спортсменом духа», стоиком.
Подпишитесь на рассылку блога