Как сделать текст интригующим

Когда пишешь — представляй, что сидишь напротив читателя и рассказываешь ему историю. Как сделать так, чтобы он не встал и не ушел?
Что заставляет вас дочитывать до конца чьи-то тексты? Почему один роман (рассказ, фильм) — смотреть и читать интересно, а другой — скучно, хоть стреляйся? Почему интересными могут быть абсолютно пустые по внутреннему содержанию и какому-то глубокому смыслу произведения, и наоборот — глубокие тексты или фильмы могут быть скучны, как бухучет?

Все дело в интриге. Я читаю строчку за строчкой, страницу за страницей, когда заинтригован развитием событий. Интрига — это правильно расставленные по тексту вопросы. Когда человек ищет ответа — он готов пойти на многое. Даже дочитать написанный вами текст. Но как его заинтересовать? Как ввести человека в состояние заинтересованности, поиска? Как заставить его дочитать до конца?
Интерес =
|
Когда герой фильма подходит к закрытой двери и его рука нерешительно тянется к ручке — возникает вопрос: что за этой дверью? Мы хотим узнать, что там. Герой хочет узнать. Все хотят. Когда персонаж находит сверток, на котором написано "не открывать", что он станет делать? Что там находится? Может быть, там богатство? Или яд?

Интерес это вопросы, которые родятся в голове у вашего собеседника. Это касается не только текстов. Если вообще хочется быть интересным собеседником нужно создавать интригу. Нужно преподносить информацию так, чтобы собеседник постоянно недополучал. Говорить чуть меньше, не раскрывать всех карт. Когда вы загадочный человек вы интересный.

В тексте нужно расставлять вопросы, на которые читатель ДОЛЖЕН получить ответа. У него не должно быть выбора получать их или нет, он ДОЛЖЕН получить ответ. Только в этом случае он дочитает текст до конца.

Недавно вновь пережил это чувство, читая роман Д. Тартт "Щегол". Невозможно остановиться. Вопросы расставлены так, что просто нет другого выхода, как перелистывать страницу за страницей и читать. Герой построен так, что ты с легкостью встаешь на его место, начинаешь переживать вместо него, думать вместо него, попадаешь в его передряги. И перед тобой встает множество вопросов, цена ответа на которые жизнь или смерть.

Хороший текст обещает дать ответ на интересный вопрос. Хороший текст дает ответ на этот вопрос ближе к концу. Ведь если я уже получил ответ на свой вопрос зачем мне читать дальше? Это похоже на гугл. Если я введу "Как сварить яйцо вкрутую", Гугл сразу выдаст мне рецепт. Я прочту его, и нет смысла переходить по ссылкам и читать статью. Интриги больше нет. Ответ на вопрос получен.
Но если я спрошу как добавить интригу в текст, гугл не даст однозначного ответа. Потому что об этом мало хороших материалов. Потому что это сложнее, чем сварить яйцо. Я буду вынужден искать ответ на свой вопрос, кликая по ссылкам, покупая книги, записываясь на курсы.
Никогда не давайте ответы на вопросы слишком рано. Худшее, что может быть — когда нагоняете интерес читателя, а потом в двух абзацах даете ответы. Читатель говорит: "Да ладно, и все?"

Вопросы должны задавать не вы. Их должен задавать читатель. То есть нельзя помещать в текст что-то типа "Как вы думаете, найдет ли Таня выход из этой ситуации?" Это должно родиться в голове читателя неизбежно, из самой логики текста. Лучшие вопросы задаются утверждающими конструкциями. Вы говорите "это так". А читатель сразу: "а почему это так?"

Фокус в том, чтобы сделать утверждение таким, что читатель неизбежно задаст себе вопрос. Если просто написать "небо голубое", то из этого ничего не следует. Но если сделать как Уильям Гибсон «Небо над портом было цвета экрана телевизора на канале без сигнала» — то хочется сразу узнать, почему это небо такое. Вопросы должны быть неотделимы от сюжета.

Но если совсем не давать ответов на поставленные вопросы — терпение у читателя (слушателя или зрителя) тоже может лопнуть. Он устанет слишком долго ждать. Лучше всего давать ответы на вопросы постепенно, дозированно.

Начало и конец — это две половинки одного целого. В некотором смысле они являются отражением друг друга. Начало задаёт вопрос, а конец отвечает на него. Если концовка не отвечает на конкретный вопрос, поставленный в начале, то вся книга (фильм, рассказ) теряет смысл.

Ну и конечно, пример. Не помню, где я его увидел, но точно — заметил его крутость не я первый. Кажется, в каком-то телеграм-канале. Крутая интрига для начала романа: