Как пережить бедность

Практическая методика быть счастливым в трудных обстоятельствах.

Если вы стоик, то научились не пускать в себя обстоятельства. Оставлять то, что должно быть вне личности, снаружи. Если проблема — бедность, стоик не становится бедняком навсегда.

Сенека говорит, что живя в доме, обставленном золотом, он не зазнается из-за роскоши. Золотые сосуды и прекрасные стены дома не могут попасть внутрь к нему. С другой стороны, он говорит, что если окажется под мостом среди бедняков, у которых нет куска хлеба — он тоже не станет себя презирать. Потому что не иметь куска хлеба — пустяк по сравнению со смертью.

Мысль, конечно, простая. Но как это применить на практике? Я вот чувствую себя несчастным маленьким ребенком, когда понимаю, что не заработал денег, чтобы позволить себе интересное путешествие или новый телефон. Тем более — бедность, а от нее никто не застрахован. Потерять материальные преимущества и потерять одновременно смысл жизни — очень легко.

Мне кажется, окажись Сенека среди бедняков, он недолго оставался бы под мостом. Пожалуй, довольно скоро он смог вновь бы жить в роскошном доме. Сравнивая прекрасный большой дом с жилищем бедняков, Сенека завершает рассуждение так: "Тем не менее, я предпочитаю великолепный дом упомянутому мосту". И именно поэтому дом у него был хороший. Он умел моделировать необходимый результат, умел и достигать задуманного.
Но как стоики на практике отстраняются от обстоятельств?

Стоик, оказавшись в сложной ситуации, сразу смоделирует в голове ситуацию еще более сложную. Например, если лишился состояния, будет думать о том, что очень круто, что он жив, живы его родственники и у него есть все возможности приобрести все заново. Оказавшись в тяжелой ситуации стоик представит возможность еще более сурового расклада событий. И будет счастлив, что все еще не так плохо, как могло бы быть. Процедура несложная, нужно только натренировать в себе это стоическое ощущение.

Несчастными нас делают не обстоятельства, а отношения к ним. Можно быть человеком с хорошим достатком и мучиться, представляя, что было бы, если бы состояние было еще больше. Думать о том, чего не можешь себе позволить вместо того, чтобы позволять себе то, что можешь. Завидовать тем, у кого больше, вместо того, чтобы чувствовать благодарность за то, что все есть так, как есть. Ведь и этого могло не быть.

В бедности есть определенная романтика, и если она не вынужденная, а осознанная и добровольная — она может быть прекрасной и добродетельной. Ведь человек, не обремененный богатством, не обременен и его узами. Он может позволить себе спать под открытым небом, под грандиозным сводом звезд. Он может позволить себе одевать то, что захочет и что удобно ему (такая привилегия есть только у бедняков и у крайне богатых людей, которые могут позволить себе уже все).

В некоторых смыслах бедняк и богач схожи по степени свободы, по сравнению со средним классом людей. Он может позволить себе общаться с кем ему приятно или вовсе не общаться ни с кем.
«Но тем не менее, я предпочитаю выказывать свою духовную мощь, нося тогу с пурпуровой каймой и плащ, а не с обнаженными или полуприкрытыми плечами»
Сенека
О счастливой жизни
Помимо бедности есть и другие несчастья. Они могут посыпаться на голову и бедняку и милиардеру. Это болезни — свои или близких людей. Это и различного рода неприятные происшествия и непредвиденные тяжелые обстоятельства. Стоик относится с равной силой духа и к внезапному счастью и к свалившемуся грузу горя. Но для него важно то, чтобы ни горе ни неоправданная радость не поселились крепко в его сердце.

А Сенека продолжает: "Но тем не менее, я предпочитаю сдерживать порывы радости, чем подавлять в себе чувство горести".

Все, что встречает на своем пути настоящий стоик — хорошее. Но не потому, что он счастливчик, а потому, что он учится все приходящее оценивать, как хорошее и в какой-то степени полезное. Конечно, такому оптимистичному восприятию мира непросто научиться. Но, тем не менее, это возможно. Точнее, в этом хаотичном и неподконтрольном нам мире такой способ восприятия — единственный, ведущий к счастью.

Умение находить хорошие стороны в каждой ситуации, в любом человеке, в сложных обстоятельствах — это навык. Через тренировки, через удачное применение этого знания меняется отношение к сложностям. Стоик не станет озираться на лучшую ситуацию с завистью, вместо этого он воспримет возможность улучшений как вызов. А вызов существенно отличается от несчастья, правда ведь?

Бедность и богатство — две возможных судьбы любого человека. Радость или горе — две оценки событий для каждого из нас. Но стоик ищет повода для развития и в одной и в другой ситуации. Он как опытный трейдер играет и на растущем рынке и на падающем. И всякий раз оказывается в выигрыше. В бедности он проявляет пылкие и романтичные добродетели, которые можно осуществить только будучи бедным. В богатстве — добродетели инвестора, способного помочь многим людям: добродетели расчетливые, взвешенные и продуманные.

comments powered by HyperComments