Руководство к цельности

Для того, чтобы быть цельным человеком, стоики предлагают разработать систему практических правил.
Конечно, эти правила идеалистичны и их нелегко выполнять (особенно сразу), но если иметь такие претензии к жизни и себе, то, безусловно одно это уже сделает вас на голову выше остальных людей. Я просто перечислю некоторые максимы, которыми предлагает руководствоваться Сенека.

– Вдохновляй других людей на великие дела, даже (или особенно) в периоды их слабостей и творческого спада.

– Ставь себе завышенные цели и руководствуйся идеалами на несколько порядков выше тех идеалов, которые имеет большинство.

– Не печалься, когда у другого что-то получается лучше. И не сильно радуйся, когда лучше получается у тебя самого. То же касается количества денег.

– Старайся одинаково ровно относиться к удачам и к неудачам. Это делает тебя сильнее.

– Будь благодарным Богу, людям, природе, обстоятельствам за все то, что есть. Твердо осознавай, что то, что имеешь – очень хорошо, ведь ты знаешь примеры, что могло быть гораздо хуже. Будь благодарным за все. Это сделает тебя благородным человеком.

– Действительно принадлежит тебе только то, что ты подарил другому. "Признавай наиболее прочной для себя собственностью то, что удачно подаришь другому" – пишет об этом Сенека.

– Даже оставаясь наедине с собой поступай так, как будто на тебя сейчас смотрит толпа народа.

– Ешь только когда хочешь есть. Ешь только для того, чтобы пополнить силы. Старайся не есть только для того, чтобы ощутить вкус еды.

– Будь кроток, честен, милостив.

– Помни, что ты идешь верным путем к смерти. Всегда будь готов принять ее достойно, без отчаянья и трусости. Она неизбежна.

Нужно понимать, что стоики не проповедовали бедности или крайнего аскетизма, в отличие от тех же киников (циников), которые учили крайней степени воздержания.

Стоики – это вполне себе успешные и обеспеченные (порой даже наиболее обеспеченные) люди своей эпохи. Стоиками были многие сильные мира сего (и во многом такими они стали благодаря практике стоицизма). Поэтому их слова относительно равнодушия к деньгам и благам стоит понимать именно в стоическом смысле. Что это значит?

Стоики не призывают к бедности. Но говорят, что нужно быть готовым к бедности и лишениям. Готовым воспринять их достойно, чтобы упав, вновь встать и продолжить путь. Они говорят не о состоянии богатства или бедности, которые сами по себе не хороши и не плохи, а о том, как человек к ним относится. Трясется ли над деньгами и имуществом, или может поделиться с другими (тебе принадлежит по-настоящему только то, что ты подарил). Страдает ли от бедности, обвиняя всех вокруг в своих бедах, или с радостью и оптимизмом в случае падения открывает новую страницу своей жизни – и вновь достигает высокого состояния.

Богатство предпочтительнее для стоика, чем бедность. Как и здоровье лучше болезни. Стоик пользуется богатством как средством для реализации добрых дел и саморазвития. Богатый человек может развивать в себе более интенсивно многие добродетели, чем человек, ограниченный в средствах, и ключевое слово в этой фразе – "интенсивно". Воздержание, щедрость, аккуратность, ответственность – все это способен развить и богатый и бедный человек, если он достаточно мудр. Просто обеспеченный может сделать это в ином, более интенсивном качестве.

Еще несколько слов в пользу богатства и состоятельности. Человек обеспеченный с большей легкостью может воспитать в себе здоровый оптимизм и радость от жизни. "Богатство так настраивает и развеселяет мудреца, как моряка радует попутный ветер, как приятны хорошая погода и во время зимней стужи солнцепек" – рассуждает Сенека, человек, который говорил, что у него так много владений, что о существовании многих из них он даже не знает.
comments powered by HyperComments